Автор: Martin | 04/27/2015

Сербский владыка Артемие рукоположил себе помощника хорепископа Николая.

image

На праздник Жен-Мироносиц 26 апреля известный сербский епископ-изгнанник Артемие рукоположил или лучше сказать поставил помощника хорепископа Николая (Старорашкого и Лозничского). Который будет окормлять верующих  в Новом Пазару, где его кафедра но из-за гонений временно будет он находится в монастыре св. Николая в Лозници (неподалёку г. Чачка).

Последователи вл. Артемие в статьи под названием «Не может быть чиновничеству выше апостольскому духу» ссылаются на несколько исторических случаев когда во время гонений или унии с еретиками совершались единоличные поставления во епископа. Так например свят. Афанасий Великий в борьбе с арианством рукополагал для других епархии (в Сирии, Финикии и Палестине) священников и епископов. И хотя это было противно правилам но было необходимо для сохранения целостности Вселенской Церкви. Другим случаем на который ссылаются сербы есть единоличное поставление которое в 1620 г. тайно совершил для Западнорусской Церкви (Киевской Митрополии) в киевских пещерах  иерусалимский патриарх Феофил. Первым его ставленником был митрополит киевский Иов (Борецкий). В новейшей истории Российской Церкви тоже произошёл такой прецедент. В Иркутских «Епархиальных Ведомостях» с 1869 года приводится извещение о рукоположении Иосафата (Болотова): «10 апреля 1799 года, американский миссионер был хиротонисан во епископа (острова) Кодиак, единолично иркутским епископом Вениамином» (Иркутские Епархиальные Ведомости, 1869 года, № 4, стр. 43.).
У сербов видна подготовленность к такому шагу, в сети выложен текст под названием «Реч о хиротонии новопоставленного Николая Старорашского и Лозничского», где официально и подробно извещается об основаниях и причинах такого поступка вл. Артемие. В сети интернет было выложено и несколько выдержек собранных в сводки. В последней сводке они приводят ещё несколько исторических случаев единоличных хиротонии. Так вот сербы ссылаются ещё и на письмо свят. Григория Двоеслова к архиепископу Кентскому и Британскому Августину (7-ой век), где святитель указывает последнему на возможность рукоположить епископа единолично. Во время гонений на Церковь, другой святитель Григорий Чудотворец Неокесарийский, был поставлен единолично епископом Федимом кападокийским из града Амасии. Дальше говорится об единоличных хиротониях свят. Евстафия Антиохийского (3-4 век), святителя Павла Цареградского, священномуч. Автонома еп. Витинии (Пролог 12-го сентября).


Действие к которому решился вл. Артемие возможно поставит его перед своими пасомыми в неловком положении. Во первых единоличные хиротонии действительно были возможны во время гонений и невозможности войти в общение с другими истинными епископами. Так вот иерархии Румынской Православной Церкви старого календаря происходят от единоличных хиротонии которые совершил гонимый (в заключении) еп. Галактион (Кордун). Первым хиротнисанным им епископом был святой Гликерий (Тэнасе). Каноническое условие гонение и не возможность войти в общение с соседним епископом, румынами было вполне выполнено. Противоположный этому случай в новейшей истории это единоличные хиротонии которые совершил греческий еп. Матфей Врестфенский, его рукоположения синодом РПЦЗ и её святителями (митр. Филарет и еп. Константин) разсматривались как неканоничные поскольку условии к такому поступку не было (в то время в Греции находились 2 старостильных иерарха). В случае вл. Артемие нет основании для такого шага поскольку 1) к нему обращались греческие старостильные иерархии (смотри хотя бы Письмо еп. Киприана Орейского  «Анти-экуменизмъ въ Сербiи и въ Грецiи» ), 2) у вл. Артемия вполне возможное общение со всем православным миром (через самолеты, поезда и т. п.). Если вл. Артемие не признаёт объединённых и законно противостоящих ереси экуменизма 55 истинно-православных епископов со всего мира, то ему следовало бы обратиться за хиротонией к своим единственным (из официального православия) которые его признают и официально поддерживают 4-ем консервативным греческим новостильным иерархам (имею в виду митр. Серафима Пирейского и ему подобным). Но тут дело тоже не простое, поскольку эти консервативные новостильники не признают действительными и благодатными обливательные крещения которые имеют место в Сербской Церкви и тем самым в епархии вл. Артемия. При этом эти иерарха всячески опасаются гнева константинопольского патриарха Варфоломея поэтому решительно не выступают против фанариотского экуменизма.

image

Во вторых эта хиротония не совсем регулирует и даёт перспективы для продолжения своей борьбы сербам которые перешли к вл. Артемие, поскольку пока не ведомо является ли вл. Николай самостоятельным хорепископом (такой вариант тоже существует) и какие полномочия наложил на него вл. Артемие.

Дело в том, что пοставление в хорепископа церковными историками разсмартивается как одно из последовании возведения в различные церковные чины, — протоиерея, игумена и т. п. По содержанию молитв поставления в чин хорепископа, он совпадает с возведением в сан архипресвитера и игумена (в России соответствует должность благочинного, экзарха или протопопа).

10-ое правило Антиохийского собора: «хорепископ же да поставляется (γίνεσθαι) епископом того города, которому подчинен (его округ)». Так, как по канонам поставление, — рукоположение епископа никогда не усвояется одному епископу, то единоличное поставление архиереем хореписклпскопа не позволяет признать последнего носящим епископский сан.

image

Новый хорепископ Николай без ведомства и разрешения вл. Артемия не может рукополагати ни в диакона ни в пресвитера. Во его свободном владении (и то не всегда) остаётся рукоположение чтецов и иподиаконов, так как исторически в должность хорепископа не было особого рукоположения, но лишь производство (προΒοκη, смотри 8-ое правило I Всел. Собра). Будущее сербов зависит от полномочий какие наложить на своего ставленника владыка Артемий.

Ныне в Православной Церкви должность хорепископов существует в Грузинской и Кипрской Церкви, где в первой они действуют как самостоятельные епископы (!), в последней как викарные.

Изоляция в которой держит себя вл. Артемие не перспективная. К сожалению по недавним сведениям сербского иерея Уроша Манчича, владыка Артемие не признаёт канонической РПЦЗ которая не пошла в объятия советской патриархии, как и все юрисдикции ИПЦ сохраняющие святоотеческий календарь. Странно и то что, косовский владыка не признает и Сербской Свободной Церкви (признаваемой преп. Иустином Попович), которая недавно вошла под омофор греческих старостильников. Из заявлении членов клира «епархии во изгнании», они не хотят быть «ни Свободной, ни Истинной но неотъемлемой частью Бельградской Патриархии» в надежде возсоединится когда исчезнут гонения возведенные против их епископа.

чт. Мартинъ Мирославовичъ Пекарскiй
Варшава

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

Рубрики

%d такие блоггеры, как: